Текущие проекты

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ БУКСИРОВКИ СУДНА ВПЛОТНУЮ ЗА ЛЕДОКОЛОМ

В соответствии с Правилами плавания в акватории Северного морского пути (СМП) круглогодичная эксплуатация на СМП разрешена только для судов ледовых классов Arc4 и выше. Сложившаяся морская практика приравнивает к этим ледовым классам также суда балтийских ледовых классов IA и IA Super, несмотря на то, что указанные ледовые классы не являются эквивалентными. В средних и тяжелых ледовых условиях суда классов Arc4, Arc5, IA и IA Super нуждаются в ледокольном обеспечении, причем в подавляющем большинстве случаев безальтернативным методом ледовой проводки является буксировка вплотную за ледоколом (на «усах»):


буксировка ледоколом вплотную 1.jpg

Буксировка судна «на усах» АЛК «Таймыр»
фото: АО «ЦНИИМФ»


Большинство судов, особенно иностранной постройки, проектировались и строились без учета специфики данной морской операции, ввиду чего её проведение сопряжено с риском получения повреждения корпуса судна (носовой оконечности в районе стыковки с ледоколом) или судовых устройств (отрыв буксирного кнехта), а иногда – с риском повреждения корпуса или палубного оборудования ледокола.



буксировка ледоколом вплотную 2.jpg

Во избежание подобных инцидентов, приводящих к выводу судна из эксплуатации и дорогостоящему ремонту, рекомендуется заблаговременно определить пригодность судна к буксировке «на усах», то есть выполнить оценку безопасности этой морской операции. Специалистами отдела конструктивной надежности и модернизации судов АО «ЦНИИМФ» при поддержке ФГБУ «Главсевморпуть» разработан алгоритм такой оценки, в результате которой судовладелец получает четкие рекомендации по подходящим ледоколам, диапазону осадок судна, а, в случае необходимости – по модернизации судна.

Укрупненно эта оценка включает в себя проверку по следующим критериям:

  1. Форма носовой оконечности буксируемого судна:
    •  Расстояние между носовой оконечностью судна и ВРК / корпусом ледокола
    •  Зона контакта носовой оконечности с кранцевой защитой ледокола
  2. Прочность носовой оконечности в районе стыковки с кринолином
  3. Расположение и характеристики элементов якорного устройства
  4. Расположение и характеристики буксирно-швартовных устройств

Как правило, большинство критериев выполняются либо безусловно, либо на при определенном сочетании осадок судна и ледокола. Исключение составляет прочность носовой оконечности – она, как правило, не обеспечена, поскольку район стыковки судна с ледоколом не усиливается должным образом при постройке судна. До недавнего времени в открытых источниках и нормативных документах отсутствовала специальная методика определения соответствующих нагрузок. В декабре 2021 года такая методика была разработана специалистами Института, после чего в марте 2022 года она была верифицирована во время натурных испытаний буксировки судов за УАЛ «Сибирь», а в январе 2023 года апробирована в первом проекте модернизации судна.


буксировка ледоколом вплотную 3.jpg

Тесное взаимодействие с ФГБУ «Главсевморпуть», глубокое понимание специфики буксировки «на усах», подкрепленное участием в реальных морских операциях на СМП, а также наличие необходимых кадровых и информационных ресурсов позволяют выполнять работы в кратчайшие сроки и с достоверным результатом: срок выполнения оценки безопасности морской операции – от 3 недель, проекта модернизации – от 4 недель, включая посещение судна и замеры на борту. По всем вопросам обращайтесь к заведующему отделом конструктивной надежности и модернизации судов Петрову Алексею Анатольевичу:

Тел. +7 (812) 490-9619

Моб. телефон: +7 (911) 004-2524

E-mail: Petrov25@cniimf.ru


Связанные новости и публикации по теме:

1.     Специалисты АО «ЦНИИМФ» провели натурные испытания буксировки судов во льдах

2.     Сотрудники АО «ЦНИИМФ» выступили на научно-технической конференции по строительной механике корабля

3.     Анализ методик определения нагрузок на носовую оконечность судна, буксируемого вплотную за ледоколом

4.     Реализация проекта усиления носовой оконечности судна для буксировки «вплотную» за атомным ледоколом

5.     Специалист АО «ЦНИИМФ» принял участие в деловом форуме «Арктика - Регионы»

К списку проектов