20-22 апреля 2022 г. заведующий отделом конструктивной надежности и модернизации судов, канд. техн. наук Алексей Анатольевич Петров принял участие в III деловом форуме «Порты Арктики», ежегодно проводимом в г. Архангельск. Алексей Петров сделал доклад на тему «О необходимости предварительной оценки пригодности судна к эксплуатации на СМП в зимне-весенний период».
Неделей ранее – 13 апреля – Президент РФ Владимир Владимирович Путин провел совещание по вопросам развития арктической зоны, в котором подчеркнул, что несмотря на «…разного рода внешние ограничения и санкционное давление, всем проектам и планам, связанным с Арктикой, необходимо уделять особое внимание: не откладывать их, не сдвигать вправо…». Таким образом, стратегическая задача по увеличению грузопотока на Северном морском пути (СМП) до 80 млн тонн к 2024 году остается актуальной и должна быть решена в полной мере.
В своем докладе специалист АО «ЦНИИМФ» отметил, что решение этой задачи за полтора года невозможно без привлечения на СМП судов, уже эксплуатирующихся в других регионах, которые зачастую не спроектированы для эксплуатации в Арктике. Правилами плавания по СМП предусмотрено два типа эксплуатации судов – самостоятельное плавание и плавание под проводкой ледокола, которое, в свою очередь, может быть осуществлено методом лидирования или методом буксировки «вплотную» за ледоколом («на усах»). И если для самостоятельного плавания и лидирования есть эффективный и признаваемый всеми судоводителями инструмент оценки эксплуатационных возможностей судна – ледовый паспорт, то для буксировки «на усах» до настоящего времени такой инструмент отсутствовал.
Учитывая то, что буксировка на «усах» является весьма сложной морской операцией, а любые инциденты во время проводки судна могут привести к серьезным сбоям во всей транспортной системе СМП, рекомендуется на этапе выбора судна для доставки грузов по СМП заранее произвести оценку его пригодности к этой операции. Алексей Петров рассказал об алгоритме такой оценки и основных критериях безопасности, сформулированных в ходе проработки этой темы с ФГУП «Атомфлот». Как было отмечено в докладе, сроки и стоимость подобных оценок несопоставимы с потерями от простоя судна или внепланового привлечения ледоколов.
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©