В современной практике мореплавания понятие морских операций рассматривается как комплекс любых работ на море, в которых задействовано более одного объекта и которые выполняются впервые при заданных исходных условиях. К морским операциям относятся буксировки и перегоны, погрузка-перевозка-выгрузка крупногабаритных тяжеловесных грузов, швартовка и якорение плавучих объектов, подъем затонувшего объекта, постановка объекта на основание гравитационного типа или подготовленный участок морского дна и т.п. Поскольку каждая такая операция сопряжена с многочисленными техническими, финансовыми и социальными рисками, ее важнейшей составляющей является разработка соответствующего проекта и его согласование с надзорными и/или страховыми организациями. Работа над таким проектом состоит из следующих основных этапов:
- Анализ исходной документации и информации об объектах;
- Анализ поставленной задачи и пути решения;
- Выработка и согласование с Заказчиком концептуальных решений проекта;
- Выполнение расчетов / моделирования и оформление отчетных документов;
- Согласование разработанной документации в классификационном обществе и/или с морским гарантийным сюрвеером;
- Авторский надзор за реализацией Проекта.
Основным отличием подхода к разработке проектов морских операций, применяемого АО «ЦНИИМФ», является особое внимание к этапам 2 и 5, что в ряде случаев способствует существенному снижению издержек Заказчика: при выработке концепции проекта Заказчику предлагаются наиболее рациональные и экономичные технические решения, обеспечивающие требуемый уровень безопасности, а авторский надзор, выполняемый Исполнителем непосредственно в момент проведения операции, позволяет оперативно реагировать на изменение внешних условий, и обоснованно вносить изменения в проект, не прекращая саму операцию.
Компетенции Института в разработке проектов морских операций ежегодно подтверждаются на нескольких десятках проектов, в том числе уникальных, таких как Операция по транспортировке подводной лодки К-3 «Ленинский Комсомол».
Группа авторского надзора (проект транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский Комсомол»
в музей Военно-морской славы).
Фото: АО «ЦНИИМФ»
Использование собственного сертифицированного программного обеспечения для выполнения необходимых расчетов и моделирования, позволяет быстро адаптировать его под новые нестандартные задачи. Среди основных программных средств применяются комплексы StabEdit Professional 3.2 (расчеты остойчивости, балластировки, учет приливно-отливных явлений, крепление грузов), Towage Expert (вариативные расчеты буксирного обеспечения для произвольных вариантов сочетания внешних условий), SafeSea (расчеты мореходности и динамики морских сооружений, включая штормовые диаграммы). Помимо собственного ПО специалисты института используют такие специализированные программные продукты, как Anchored Structures, ANSYS Mechanical, КОМПАС 3D.
Пример моделирования в ПО StabEdit Professional 3.2
Интерфейс ПО Towage Expert
Контакты для связи:
Черейский Игорь Зиновьевич,
Заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ»
Тел.: (812) 274-47-52
E-mail: stabedit@cniimf.ru